Принцевы острова или Адалары, Стамбул

Один из теплых майских дней мы провели на Принцевых островах рядом со Стамбулом. На третий день нашего пребывания в Стамбуле мы запланировали поездку куда-то за пределы города. Выбирали из двух вариантов:

• Принцевы острова (Адалары), которые находятся примерно в полутора часе езды на пароме от города
  • Термальные источники в Ялова

Честно сказать хотелось и туда и туда. Даже на термальные источники хотелось больше, они привлекали возможностью покупаться в теплом минеральном бассейне под открытым небом. Но добираться до них дольше, чем до Принцевых островов и по цене выходило намного дороже. Поэтому мы все же решили поехать в этот раз на Принцевы острова, а потом, как-нибудь в другой раз, поедем на термальные источники в Ялова (вот тут можно купить туда экскурсию)

Один из Принцевых островов - Кыналыада
Один из Принцевых островов — Кыналыада

Принцевы острова или Адалары

Итак, Принцевы острова (Prince’s Islands), которые часто называют Адаларами («Adalar» — «остров»)  это группа из 9 островов, которые находятся в Мраморном море на расстоянии 18-35 км от Стамбула. Раньше этих островов было 10, но один из них во время землетрясения ушел под воду, сейчас осталось только 9 островов.

Четыре из этих островов заселены и открыты для посещения, это острова :

• Кыналыада
  • Бургазада
  • Хейбелиада
  • и самый большой Адалар – Бююкада
Кыналыада
Бургазада
Хейбелиада

Один остров  Кашикадасы является частной собственностью, остальные четыре острова необитаемы. Всего на Адаларах живет около 10 тыс человек.

Принцевы острова получили такое название от того, что во времена византийской империи сюда отправляли в ссылку неугодных правителям людей из знатного сословия. Позже, когда острова были захвачены турками в 1453, они так же использовались для ссылок. В 19 веке, богатые турки стали строить на Адаларах дачи и загородные дома. Сейчас это излюбленное место отдыха жителей Стамбула. Одни приезжают сюда на выходные, некоторые живут все лето.

Иногда Принцевы острова называют и Kizil Adalari, т.е. красные острова, из-за цвета почвы на них.

Принцевы острова Стамбул: как добраться

Добраться до Принцевых островов можно на пароме с азиатской части города от причалов:

• Бостанджи
  • Кадыкей
  • Картал

Или от причалов с европейской части Стамбула:

• Эминёню
  • Кабаташ

Перевозки осуществляет несколько компаний, на данный момент ходят паромы на Принцевы острова компаний:

• Şehir Hatları
  • Dentur (курсируют только в теплое время года)
  • IDO

Расписание часто меняется, на фото расписание парома на Принцевы острова от Dentur:

Princes Islands timetableСоветую уточнять расписание паромов на сайтах:

Стоимость парома от Dentur

• 23 лир в одну сторону, Истамбул карт НЕ действует

Как добраться до Принцевых островов из Султанахмет?

Надо доехать до одного из причалов, а там сесть на паром. На данный момент удобнее всего воспользоваться причалом Эминёню, от которого отправляются паромы компании Şehir Hatları. Этот причал находится рядом с Галатским мостом и  остановкой Eminönü трамвая Т1  рядом.

Экскурсии на Принцевы острова

Как мы Принцевы острова посещали

Мы ориентировались на расписание компании Dentur, которое я сфотографировала за день до поездки, когда мы приплыли в Кабаташ перед посещением крепости Румели Хисары. Первый паром отправляется в 9:30, но нам показалось, что это очень рано и мы решили ехать на пароме в 10:30. Я долго думала, на какой остров плыть, какие лучше посмотреть: читала, что очень хорошо на острове Хейбелиада, но самый популярный почему то Бююкада. Решили все же в первый раз посетить самый популярный остров.

Добрались мы до причала Кабаташ на трамвае (про общественный транспорт в Стамбуе я писала в этой статье), там же, на остановке трамвая положили денег на Истамбул карт, что бы ей оплатить проезд на острова и побежали к парому. Возле кассы Dentur висела табличка, что билеты по 10 лир. Я спросила, можно ли расплатиться Истамбул карт, мне ответили, что нельзя. Ох, а зачем же мы тогда положили столько денег на карту? Ведь на следующий день нам надо уже было уезжать из Стамбула и столько денег мы бы все равно не проездили. При этом, как я уже писала, остаток со Истамбул карты не возвращается.

Тогда мы решили пойти на соседний причал (если смотреть на море, то причал Dentur левее остановки трамвая, а мы пошли, точнее побежали, что бы успеть на паром, правее, на другой причал). Это причал муниципального парома на Принцевы острова и здесь можно было оплатить проезд Истамбул картой.

Мы прошли в зал ожидания и пришли в ужас от количества людей!

Все хотят на Принцевы острова! :)
Все хотят на Принцевы острова! 🙂

Мы поняли, что поехать на Принцевы острова в выходной день (а это была суббота) была не очень хорошая идея. Но назад пути не было 🙂 Да и очень уж хотелось на море, за город.

Нам удалось пробраться на паром в числе первых и занять места на верхней открытой палубе.

Пока еще полупустая палуба корабля
Народу становится все больше и больше

Princes Islands boat 4Народу становилось все больше и больше, скоро не было не только возможности сесть, но и встать на палубе. Здесь были и туристы (очень громкие и некультурные итальянцы пенсионного возраста сидели возле нас и постоянно курили) и местные жители, в основном молодежь и семьи с детьми.

Вот эти наглые и шумные туристы, которые мешали нам все дорогу

Наконец мы отплыли. Погода была солнечная и довольна теплая, но все было в тумане, поэтому фотографии получались не очень четкие.

Отплываем от Стамбула
Вдали, сквозь туман, виднеется Босфорский мост и Девичья башня
Проплываем железнодорожный вокзал Хайдарпаша на Азиатской стороне

Через минут 15 паром делает остановку в азиатской части Стамбула на причале Кадыкей:

И на Азиатской стороне Стамбула много желающих уехать на Адалары

И куда поместилась эта большая толпа желающих уплыть  – мне не понятно  🙂

Дальше паром поплыл по Мраморному море, всю дорогу нас сопровождали чайки. В хорошую погоду можно наблюдать весь Азиатский берег Стамбула, но нас сопровождал туман, который преподнес нам не очень приятный сюрприз, но об этом мы еще в тот момент не знали, а просто наслаждались солнцем и морским бризом на палубе судна.

Остров Кыналыада

Примерно через час мы пристали к первому острову – Кыналыада. Некоторые люди сошли на берег, но большая часть планировала плыть дальше. Мы сидим, ждем отплытия. Так прошло минут 15, а паром никуда не плывет. Чуть позже что-то объявили по громкоговорителю на турецком и на английском языках. Но из-за шума разобрать что-то было очень трудно. Я поняла одно, что пока паром плыть не может. А вот почему – не понятно. Толи у него бензин закончился, то ли еще что то.

Пляж Кыналыады

Через несколько минут подплыл еще один корабль из Стамбула, встал рядом с нашим и люди с только что прибывшего парома стали переходить на наш паром. Нам все это показалось очень странным. Я пошла вниз, что бы выяснить в чем дело. Из разговоров поняла только одно, пока паромы никуда не поплывут. А почему – не понятно. Прогулявшись по улице возле причала опять вернулась на палубу. А солнце начало припекать все сильнее. Мы решили пройти прогуляться по острову, раз мы уж прибыли на него и ждем непонятно чего. Но далеко отходить было страшно, вдруг сейчас паром возьмет и уплывет без нас. Поэтому мы просто прошлись немного по улице и вернулись опять на кораблик. И тут мы узнали, что паром не плывет из-за тумана, что навигация сейчас вообще закрыта и уплывем ли мы вообще от сюда сегодня – не известно. Конечно, такая информация, нас не обрадовал, но мы не впали в панику, как многие, у которых в это день был вечером самолет! Так что учитывайте такой вариант развития событий, когда плывете на Принцевы острова, да и вообще куда-то по воде. Ведь у меня была идея сплавать на острова в последний день пребывания в Стамбуле!

Мы пошли гулять по острову Кыналыада. Пошли направо, если стоять спиной к морю. Вдоль моря идет набережная, вдоль которой посажены пальмы.

Princes Islands kinaliada 1Рядом с причалом небольшой пляж и кафе. Хотелось посидеть, попить здесь пива, но мы все же надеялись на скорое отплытие парома.

Кафе возле причала и наш корабль

Здесь же красивые дома, где пока (май месяц), очень малолюдно.

Princes Islands kinaliada 23Princes Islands kinaliada 7Princes Islands kinaliada 5Сезон еще не начался и турки еще не перебрались на свои летние дачи. Мы прошли до конца и уперлись в ограждения яхт клуба. Посидели на набережной, побросали камушки в воду и пошли назад к парому, узнать как там обстановка.

Princes Islands kinaliada 6Princes Islands kinaliada 3За время нашего отсутствия ничего не изменилось, никто не знал, когда откроют навигацию и когда мы поплывем. И мы пошли гулять дальше — теперь налево вдоль море.

Princes Islands kinaliada 8Princes Islands kinaliada 18Здесь было уже более многолюдно, похоже, что все люди с нашего парома тусовались здесь. Мы нашли два продуктовых магазина и ларьки с фруктами. Очень хотелось клубники, но не понятно было, где ее мыть.

Princes Islands kinaliada 16Princes Islands kinaliada 9На острове тихо, как в деревне. На дороге встречаются петухи и курицы  😎

Princes Islands kinaliada 10Здесь и обилие котиков  😎

Princes Islands cat
Разноцветные котики 🙂
Белый котик
Рыжий котик

Есть и спортивная площадка

Princes Islands kinaliada 11Princes Islands kinaliada 12И цветочки

Princes Islands kinaliada 13Мы шли пока не закончилась бетонная дорога, дальше началась довольно пыльная тропа, мы решили вернуться назад вдоль моря.  С этой стороны тоже есть небольшой пляжик, можно взять в аренду лежак.

Princes Islands kinaliada 14Солнце стало припекать, очень хотелось купаться, но мы почему-то не взяли с собой купальные костюмы (а не взяли мы их потому, что предыдущий день был очень холодный и купаться мы не планировали) и поэтому нам удалось только ножки помочить в Мраморном море.

Princes Islands kinaliada 15Princes Islands kinaliada 19Вдруг резко на остров спустился густой туман. Мы сидели на набережной, близко к нашему кораблику (что бы если что успеть добежать 🙂 ), но в какой-то момент корабля стало совсем не видно! Настолько густой был туман. Потом он потихоньку начал рассеиваться. Мы пошли опять к парому, что бы узнавать на счет отправления. И опять все тоже: никакой информации, когда откроют навигацию НЕТ. А время все шло. Шансы попасть на Бююкаду таяли на глазах. Очень хотелось есть, но мы боялись, что только мы закажем еду, как сразу откроют навигацию (нам же, как всегда, везет 🙂  ).

Люди, у которых были билеты на самолет в этот день из Стамбула, пытались уехать с острова с соседнего причала, откуда стали курсировать небольшие рыболовные суда.

Люди пытаются уплыть с другого причала
Принцевы острова Стамбул
Маленькие рыбацкие лодки

Они перевозили людей на Азиатскую сторону Стамбула прямо напротив Адалар. А там, в Стамбуле, уже можно было как то добраться до отеля на автобусах. И тут, о чудо, корабль подал сигнал и все бросились бежать на причал. Началась неразбериха, какой из двух паромов плывет в Стамбул, а какой дальше на Принцевы острова. Кое как разобравшись, сто раз переспросив, мы сели внутри корабля и поплыли дальше на острова Бургазада, Хейбелиада и Бююкада. В общей сложности мы провели на острове Кыналыада чуть больше 4 часов. Похоже, что кафе и магазины сделали выручку на месяц вперед!

Забронировать отель на острове

Проплываем остров Бургазада - очень симпатичный остров
Проплываем остров Бургазада — очень симпатичный остров

Остров Бююкада

Примерно через минут сорок, подкрепившись булкой и кофе в баре, мы прибыли на остров Бююкада.

Adalari
Подплываем к острову Бююкада

Это самый большой из всех Принцевых островов и самый популярный. Площадь острова около 5,4 кв. м. Население около 7 335 человек. На Бююкаде четыре года жил Лев Троцкий. На острове есть мечеть и много церквей. Высоко на горе расположен монастырь Святого Георгия, но мы в него не попали, времени на осмотр острова совсем не оставалось.

Сойдя на остров, мы первым делам пошли узнавать, когда будет последний паром в Стамбул. Никто ничего толком сказать не мог. По расписанию, последний паром был 20:45, но рассчитывать на него было страшно, ведь для того, что бы он отплыл в 20:45 должен был придти паром из Стамбула. Ближайший рейс был в 18:30. А мы приплыли на остров в 17:15. У нас оставалось чуть больше часа на исследование острова.

Мы прошли немного вдоль причалов, поискали расписание отправление кораблей других компаний. Ничего не поняли, все надписи были на турецком, только увидели огромную очередь из желающих уплыть с острова.

Очередь из желающих уплыть с острова

Решили немного прогуляться и вернуться к парому в 18:30.

Остров нас встретил большой толпой людей на центральной площади

Центральная площадь возле причала - здесь всегда многолюдно
Центральная площадь возле причала — здесь всегда многолюдно

Princes Islands 3Здесь же множество ресторанчиков и кофеен. Остров Бююкада славится вкусной свежей рыбой. Мы хотели есть, но времени на это у нас не было.

Тут же находится башня с часами, обычно, если кто-то потеряется, по умолчанию встречаются под часами

Princes Islands 4На  каждом углу продают хит сезона — ободочки с цветочками

Princes Islands 7Стоит отметить, что на Принцевых островах запрещен любой транспорт. Воспользоваться можно:

• только каретами с лошадками (фаэтон)
  • взять на прокат велосипед.
  • Обещают вот-вот запретить повозки с лошадьми, а вместо них запустить электромобили…

Когда мы ехали на Бююкаду, то планировали, что мы возьмем повозку с лошадками и прокатимся на ней по острову.

• Стоимость за повозку  — большой круг 1 час — 80 лир
  • Стоимость за повозку — малый круг 45 минут — 70 лир
  • Аренда велосипеда — 10 лир в час

Можно заказать индивидуальную экскурсию «Король Принцевых островов» с русскоговорящем гидом и очень подробно узнать остров Бююкада.

Адалары
Вот такой транспорт на Адаларах

Времени у нас не было совсем мало и мы решили пройтись немного пешком, посмотреть хоть какие-то достопримечательности Принцевых островов 🙂 Пошли мы направо вдоль берега. Со смотровой точки открывается вид на причал, толпу людей и наш кораблик.

Princes Islands 6Дорога идет в гору, вдоль дороги шикарные виллы, шикарные сады.

Princes Islands 8Princes Islands 9Princes Islands 10Princes Islands 11Везде все цветет. Там в мае уже акация цвела!

Princes Islands 12А какой там запах хвои! Еще на Бююкаде есть смотровая площадка высоко в горах, с которой открывается великолепный вид на море и Принцевы острова.

На острове оборудовано несколько пляжей, вход на которые 40 лир с человека.

Но, к сожалению, нам надо было возвращаться на причал. Не хотелось оставаться на острове на ночь, ведь у нас на следующий день был самолет назад в Москву. Хотя, при возможности, я бы пожила пару дней на Принцевых островах. Все условия для этого здесь созданы. Можно снять дом, а можно поселиться в отеле.

Выбрать и забронировать отель на Адаларах

А мы побежали на паром. Успели вовремя и через несколько минут наш кораблик отправился в обратное плаванье в Стамбул. До свидание Принцевы острова! Мы еще обязательно вернемся.

Princes Islands 13Небольшое видео о нашей поездки на Принцевы острова

А по дороге назад мы наблюдали великолепный закат над Стамбулом

Istambul sunsetИ любовались Девичьей башней в лучах заката

IstambulА потом у нас еще хватило сил спустится в метро и поехать в торговый центр на шопинг! Но шопинг в Стамбуле – это отдельная история  🙂

Купить экскурсию на Принцевы острова
строва

Если вы собираетесь в Стамбул и выбираете район и отель для проживания, советую прочитать эти статьи:

Где остановиться в Стамбуле: районы Стамбула, выбор оптимального района исходя из целей посещения города

Отели в Стамбуле: особенности бронирования отелей в Стамбуле. Цены на отели в Стамбуле. Рекомендую отели в Стамбуле разной ценовой категории

Полезные статьи

Новый аэропорт Стамбула

Как из аэропорта Стамбула Сабиха Гекчен добраться в город

Что посмотреть в Стамбуле за три дня: варианты маршрутов по городу

Принцевы острова на карте

Запись опубликована в рубрике Стамбул, Турция с метками Достопримечательности, Острова, Пляж. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: Принцевы острова или Адалары, Стамбул

1. Владимир говорит:

Добавлю свежего: сентябрь 2015-го, Бюйюкида.
    Из плохого: транспорта колесно-бензинового стало больше и не всегда он полицейский, медицинский, почтовый, мусорособирательный или спецстроительный(( Неоднократно в разных точках острова (а провели мы там 8 дней) встречали и микроавтобусы, и просто лекговушки.
    Нашли и посетили ВСЕ церкви, джамы(мечети) и даже нашли синагогу (с обеих сторон улочки, на которой она стоит — полицейские посты, правда всегда пустующие)), опять же закрыта глухим высоченным забором, видеокамеры … ничего интерсного в общем)
    Монастыри тоже уже одно название( По сути — общежития для черт его знает кого. Удалось пройти в церковь святого Николая и одноименный, т.н. монастырь. Нашли памятник русским воинам, умершим здесь в годы Крымской кампании. Потом за нами увязался юный «краевед», грек, пытался запрещать фотографировать, в том числе и звонницу, которую шикарно видно из-за каменного забора со стороны улицы)). В конце посещения он пристал к нам с требованием заплатить. На вопрос «за что?», ведь среда указана как день свободного посещения, ответить не смог и цена упала до 10 лир, Изначально было по 40 с носа. Учтите, господа будущие посетители))
    В церковь святого Дмитрия рвались до последнего дня — кто-то сказал, что именно там находится могила князя Дмитрия Голицына. Не удалось — то ли рано, то ли поздно приходили — ведь на Бюйюкиде помимо исторических мест есть еще и шикарные пляжи.
    Церковь Св.Георгия, церковь и монастырь Христа, католическая церковь, мечети заслуживают отдельного разговора.
    К дому Троцкого пробираться не пришлось: в эти дни «Тузла су»(«Salt Water»), организация у них есть такая, проводила на островах свои инсталяции. И вот, аккурат в том месте, где Лев Давыдович купались, теперь стоят здоровенные фигуры гипсовых(?) или каменных(?) животных, обрамленных, куньк знает чем -то ли мусором со дна морского, то ли с помоек, слон с медным подносом на голове, страус с хвостом из веников, олень, на котором притаился лев, выполненный из тряпок, веток и прочего мусора (есть фото, не знаю как прицепить, сорри). Самое интересное, что нечаянно сфоткав с моря эти фигуры, затем только разглядел развалины «дома Троцкого». Теперь уже развалины … Можно зайти внутрь, долго правда не позаглядываешь-секьюрити из группы «соленая вода» рекомендуют все же спускаться к морю и смотреть на каменных животных. Как говорил незабвенный О.Бендер, про другого персонажа правда, создатель Красной Армии «жил в пошлой роскоши» особняк, с верандой, террасы, сад, причал …
    NB Посещение инсталяций бесплатное — заходи и смотри!
    Сам остров по «диаметру» нам удалось обойти за один день. Дико мешают повозки, особенно, когда начинают вдруг обгонять друг друга и велосипедисты — каждый сев за руль сего двухколесного чуда, вдруг представляет себя на финише «Ролан гаррос» или «Тур де Франс», точно не знаю. Но лётают все, как сумасшедшие. Тоже учитывайте это при выборе мест для прогулок. А мест полно, как оказалось.

2. Маріанна говорит:

Дуже дякую за детальну розповідь про Стамбул.Вчора вернулися і ваші рекомендації були дуже доречні і корисні.Використала багато Ваших порад і чесно кажучи всі Ваші коментарі були не зайві.Дякую.Сподіваюсь на інші цікаві подорожі.

3. Елена говорит:

Буду 6 дней в Стамбуле в третьей декаде ноября. Есть ли смысл посетить Принцевы острова в это время? Есть что посмотреть интересненького?

• Ольга говорит:

Елена, здравствуйте! Принцевы острова это природные красоты, прямо что-то супер-супер интересного там нет:) Принцевы острова хороши для прогулок в хорошую погоду и для отдыха от шумного мегаполиса. Если в ноябре будет теплая погода, то можно съездить погулять. А в холод или дождь там делать нечего.

4. Елена говорит:

Ольга, спасибо за ответ.

5. Нургуль говорит:

Здравствуйте Ольга,
    Мы собираемся в Стамбул на 5 дней, хотела узнать можно ли посетить Принцевы острова на один день то есть побыть там с утро до вечера ? Или нам нужно будет там ночевать? Если да как можно добраться туда? Мы хотим на пляж.

Заранее спасибо за ответ!

• Ольга говорит:

Здравствуйте!
      Конечно можно посетить Принцевы острова на один день! (мы так и делали)
      Подробно о том, как добраться туда как раз и написано в этой статье ….

6. Александра говорит:

Ольга, здравстуйте! Скажите, пожалуйста, а в каком месяце Вы ездили на Адаларские острова?

7. Мария говорит:

Март 2020.
    Мы попали только на о.Бююкай, март — это еще далеко не сезон. Нет лошадей, возможно, их к этому времени и заменили на электромоблили, в прокат также доступны велосипеды. Туристов почти нет. Мы бродили по острову, изредка встречая других таких же туристов или местных жителей. Примерно 90% вилл стоят закрыты, 80% из этих 90 в таком состоянии, что кажутся брошенными давным давно. На некоторых висят обветшалые вывески о продаже. Дома разрушаются, заборы заперты, брошенные беседки, качели утварь дворов, игрушки. Атмосфера нереально мистическая )). Некоторым домам удалось заглануть в окна, посмотреть на оставленную мебель, которая уже изрядно покрыта пылью. И толпы, прям толпы кошек. Эдакие хоромы для котов. Здесь однозначно, нужно снять фильм про зомби. Сделали кучу снимков погибающих вилл, и жалко, и красиво одновременно. Резные деревянные крыши и стены, кованные ворота, некоторые прям дворцы! Кое-где живут смотрители за домами. Часть особняков переделаны под отели. В общем, в межсезонье надевайте шапочку и курточку потеплее, езжайте лучше утром. Дорога в одну сторону 1,5 часа. На остров надо часа 3-4, и лучше взять в прокат велосипед — больше успеете. Кстати, слева от пристани есть магазин Cariefoor, здесь можно закупиться водой, орешками, влажными салфетками. После того, как погладите кошек штук 150, Вам они пригодяться )). Хорошей всем прогулки!