Мексика: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас – город индейцев в горах штата Чьяпас

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (San Cristobal de las Casas) самый колоритный городок в Мексике из тех, что мы успели посетить за наше непродолжительное путешествие по стране. Не зря в 2003 году городу Сан-Кристобаль присвоили звание «Магического города».

Мексика Сан-Кристобаль-де-лас-КасасСан-Кристобаль расположен в центре Мексике, в штате Чьяпас, на высоте 2100 м над уровнем моря, в живописной долине Vall de Jovel. В отличии многих других городов Мексики этот небольшой городок не имеет доколониальной истории. Основан он был в 1528 году испанским завоевателем.

Сан Кристобаль Мексика штат ЧьяпасДолгое время город оставался незаметным маленьким поселением, затерянным в горах штата Чьяпас и находился под управлением Гватемалы. А 1824 по 1892 года Сан-Кристобаль-де-лас-Касас был столицей штата, но из-за трудного доступа в город столицу перенесли в город Тукстла, а Сан-Кристобаль остался культурной столицей штата и сейчас является туристическим центом штата Чьяпас.

До 1994 года о городе Сан-Кристобаль мало кто что слышал, но в январе 1994 город захватили повстанцы Сапатистской армии национального освобождения, которые борются за права коренного населения Мексике – индейцев. Город был освобожден, обстановка в штате стабилизировалась, но до сих пор повстанцы иногда перекрывают дороги и устраивают митинги.

Город несколько раз менял свое название и стал называться Сан-Кристобалем только в 19 веке, в честь Святого Кристобаля.

Сейчас город Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и деревушки рядом с ним населены в основном народами цоциль и цельталь, которые относятся к группе индейцев майя. Местные жители до сих пор носят национальную одежду, используют осликов для перевозки грузов и устраивают индейские обряды.

Центром города является площадь Сокало, которую так же называют площадью 31 марта.

Сан Кристобаль
Сан-Кристобаль, центральная площадь Сокало: справа кусочек Кафедрального собора, впереди — Правительственный дворец

San_Cristobal_20Здесь расположен красивейший Католический собор, построенный в 17 веке в смешанном стиле барокко и мавританском стиле. Собор был построен в честь покровителя города и покровителя всех путешественников – Святого Христофора. Этот Католический собор в Сан-Кристобала единственный собор, где проходят службы по католическому обряду. В остальных же церквях и соборах города проводятся ритуалы по местным, индейским верованиям.

Католический собор Сан-Кристобаль

Здесь же на площади расположен Правительственный дворец, здание 19 века с арками и колоннами.

Правительственный дворец

Можно подняться на второй этаж и обозревать окрестности с небольшой высоты. Мы были под вечер и увидели такие прекрасные виды города и гор.

Виды на город и горы со второго этаже Правительственного дворца

San_Cristobal_27 San_Cristobal_28 San_Cristobal_29Сейчас в этом здание расположена мэрия города, когда мы были, в одной из комнат проходило какое-то заседание, а в другой – концерт детской самодеятельности.

В Сан-Кристобале есть несколько музеев: музей янтаря (как оказывается, в штате Чьяпас добывают янтарь) и музей медицины индейцев майя.

В городе развито производство текстиля, изделий из керамики и украшений из янтаря. Все это можно купить на рынке ремесленников (Mercado de Artesanias). Рынок находится рядом с собором Каридад.

Рынок ремесленников  в Сан-Кристобале
Рынок ремесленников в Сан-Кристобале

Мы пришли на рынок около 5 вечера, когда торговцы уже сворачивали свои палатки. Но мы успели купить пару пледов и сувениры. Если вы планируете покупать сувениры в Мексике, советую это сделать в Сан-Кристобале. Здесь низкие цены и отличный выбор. И обязательно торгуйтесь. Мексиканские пледы здесь можно купить за 80-100 песо.

San_Cristobal_15 San_Cristobal_16 San_Cristobal_50В Сан-Кристобале несколько пешеходных туристических улиц, по двум странам которых расположены многочисленные рестораны, бары и кофейне.

Пешеходная туристическая улица в Сан-Кристобале

San_Cristobal_18

Сан Кристобаль
Очень популярный бар «Революция»

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, как добраться

Город находится в горах, поэтому путь к нему не простой. Откуда бы вы не ехали: с одной стороны из Оахака или с другой стороны из Паленке – вам предстоит проехать по жесткому горному серпантину. Билеты на автобус можно купить здесь.

Ближайший аэропорт расположен в столице штата Чьяпас – Тукстле. Билеты на самолет можно забронировать, перейдя по ссылке. От города Тукстла до Сан-Кристобаль около 100 км, построена не плохая платная трасса. Серпантины и там, конечно имеются, но не такие, как если ехать по бесплатной дороге.

Мы ехали в Сан-Кристобаль из Паленке. Расстояние всего 215 км, а ехали мы около 5 часов. Дорога узкая, сплошной серпантин (не такой, конечно, как из Чианг-Мая в Пай, но тоже очень тяжелый), ограждений на дороге нет: с одной стороны скала, с другой – обрыв. Меня укачало очень сильно, берите таблетки от укачивания, хотя мне они не особо помогли. Никому не советую ездить по этой дороге ночью. Про дороги в Мексике будет отдельная статья, а пока насладитесь видами пейзажей по дороге Паленке – Сан-Кристобаль.

San_Cristobal_Palenque_road_4 San_Cristobal_Palenque_road_5 San_Cristobal_Palenque_road_6 San_Cristobal_Palenque_road_8 San_Cristobal_Palenque_road_9Очень интересно наблюдать, как по мере продвижения в горы буйная тропическая растительность джунглей сменяется хвойными лесами и лимонными деревьями. San_Cristobal_Palenque_road_1 San_Cristobal_Palenque_road_2 San_Cristobal_Palenque_road_7Здесь выращивают яблоки и кажется, что ты совсем не в Мексике, а где-то в наших широтах  😎

Сан Кристобаль Мексика
Яблочки и мандарины в Сан-Кристобале

Одна неприятная особенность дороги из Паленке в Сан-Кристобаль – жители местных деревень. Дети и женщины натягивают веревку с двух сторон дороги и поднимают ее при вашем приближении, и когда вы притормаживаете, начинают бросаться на машину, что бы вы купили бананы или воду у них. Я знала про такие приколы заранее, но Леше не рассказывала, а то отказался бы ехать. Что делать в таких случаях: мы просто стояли не двигаясь, заблокировав окна. Многие пишут, что надо просто быстро проезжать и громко сигналить. Я считаю, что нам повезло, погода была плохая, то и дело капал дождь, поэтому такие преграждения нам встретились всего пару раз.

Не хочу никого пугать, но бывают ситуации, когда дорогу Паленке – Сан-Кристобаль перекрывают сепаратисты на несколько дней и требуют что-то от правительства страны. Нам повезло, мы проехали нормально что в одну, что в другую сторону, а вот на форумах читала, что людям приходится перепланировать свой маршрут из-за таких вот действий повстанческой бригады революционеров.

В Сан-Кристобаль-де-лас-Касас мы въехали около 6 вечера, уже в темноте и застряли в большой пробке в центре города. Дороги здесь очень узкие, везде одностороннее движение, мы ездили кругами и не могли понять, как нам проехать в наш, заранее забронированный отель.

Узкие дороги города

San_Cristobal_7Поселившись в отеле Posada Sancris, быстро помылись, переоделись и пошли ужинать в центр города. Надо сказать, что Сан-Кристобаль расположен высоко над уровнем моря и вечерами температура опускается до +5 градусов. Как-то я не рассчитала погоду, одела шлепки, платье и кофту и мы пошли гулять. Это была моя ошибка, я почти сразу замерзла, прогулка не доставила мне удовольствие, мы поспешили греться в одно из многочисленных кафе.

San_Cristobal_3Здесь я пила самый вкусный коктейль маргарита за все время пребывания в Мексике. Да и еда была вкусной. Ужин на двоих обошелся в 350 песо (28 долларов).

San_Cristobal_1 San_Cristobal_2Маргарита меня конечно не согрела, надо было пить глинтвейн (да, тут продают и глинтвейн 😎 ), мы немного еще побродили по центральной улице, удивились количеству хиппи да и вообще туристов и поспешили в номер, греться под двумя пуховыми одеялами 😎

Утро следующего дня нас не обрадовало погодой. Вообще нам с погодой в Мексике не везло 😥  Дожди нас преследовали везде и всегда. После завтрака мы поехали на экскурсию в Каньон-дель-Сумидеро, вернулись в Сан-Кристобаль после обеда, оставили машину в отеле и пошли гулять.

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас
На улочках замечательного города Сан-Кристобаль-де-лас-Касас

San_Cristobal_8 San_Cristobal_9-1 San_Cristobal_10 San_Cristobal_13San_Cristobal_11В этот раз я решила одеться тепло: джинсы, кроссовки, куртка  😎 Забрели мы на рынок, гуляли по центру города Сокало, зашли в Кафедральный собор.

Кафедральный собор

San_Cristobal_24

Центральная площадь Сокало

San_Cristobal_12Я читала, что в Сан-Кристобале варят вкусный кофе и горячий шоколад, поэтому в милой кафешке мы сделали остановку на чашечку шоколада и кусочек тортика  😎 Вкусно, но горячий шоколад, это оказывается какао!  😎

Сан Кристобаль горячий шоколад
Сан-Кристобальский горячий шоколад похож на наше какао 🙂

Поужинали в Сирийском ресторане, где толпа местной молодежи курила кальян. Кстати, здесь маргарита была не такая вкусная, как в предыдущем кафе.

И еще одна маргарита 🙂

И гуляли, гуляли, гуляли. Заходили в магазины, я меряла платья, но ничего так и не купила. Сан-Кристобаль своей атмосферой напомнил мне два города – Пай на севере Таиланда и Львов в моей любимой Украине. Так же, как и во Львове хочется заходить в кофейни или бары, пить кофе и вино 😎

San_Cristobal_31 San_Cristobal_34 San_Cristobal_36Первоначально я планировала следующим утром съездить в деревеньку Чамула, где живут настоящие индейцы, деревеньку, где нельзя фотографировать и где находится церковь, в которой проводят страшные обряды – убивают курицу и отрезают ей голову. Но подумав, что нам в этот день предстоит не близкий путь, мы решили ехать назад в сторону Паленке и водопада Агуа Азул.

Но сперва подъехали к еще одной церкви – Св. Кристобаля, которая стоит на высоком холме. Ведет к ней множество ступеней.

San_Cristobal_40

Леша отказался подниматься вверх и остался ждать меня внизу, а я поднялась на холм и насладилась видами, открывающимися на Сан-Кристобаль.

San_Cristobal_41 San_Cristobal_43 San_Cristobal_44 San_Cristobal_49Оказалось, что к церкви можно было подъехать и на машине 😎

При подъеме в гору справа есть кафе со смотровой площадкой. Там можно выпить чашку ароматного кофе и насладиться видами на город и горы.

Рядом бегают дети, спрашивают у туристов имя, возраст, откуда они приехали, записывают в тетрадку и просят денег 😎

А вот и сама церковь и ее внутреннее убранство.

San_Cristobal_45 San_Cristobal_46 San_Cristobal_48San_Cristobal_47Спустившись с горы я сказала Леше, что не хочу уезжать из этого полюбившегося мне города, хочу бродить по узким улицам, пить кофе, наслаждаться горным воздухом и красивыми видами. Мы подумали даже остаться еще на денек в Сан-Кристобале, но здравый смысл взял свое, ведь потом нам надо было ехать в Бакалар, а это 700 км, из них часть по горному серпантину, по которому мы 200 км ехали 5 часов. Поэтому мы сели в машину, попрощались с этим колоритным городом Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и направились назад, в сторону Паленке, а затем в Бакалар.

San_Cristobal_37Если меня спросят, какое место мне понравилось в Мексике больше всего, я не задумываясь отвечу: городок в горах штата Чьяпас —  Сан Кристобаль.

Подписывайтесь на обновления блога olgatravel.com и на мой канал youtube.com. Впереди вас ждет рассказ не только о путешествие в Мексику, но и о других, не менее интересных странах!

Запись опубликована в рубрике Мексика, Сан-Кристобаль с метками Города, Горы, Дорога, Достопримечательности, Собор. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Мексика: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас – город индейцев в горах штата Чьяпас

1. Olgavomske говорит:

Здорово, а сколько вы всего пробыли в Мексике? В плане безопасности к этой стране у вас нет вопросов, чувствовали себя защищенными?

• Ольга говорит:

В Мексике мы были 15 дней. Конечно, это очень мало для такой страны. В плане безопасности — поначалу в Мехико было немного страшно, т.к. читала что бандитизм, вечером не ходить, дорогую фотокамеру не носить, но у нас проблем не возникло. В горах напрягали местные жители тем, что натягивали веревку перед машиной и не давали проехать, требовали что то купить. А в остальном все супер!

2. Влад говорит:

Узнаю многие места. Я в сан Кристобаль был. И вижу те же места и улицы))) в Мексике я чувствую себя очень безопасно. Уже тут 5 месяцев